Происхождение монашества

Христианское монашество (от греч. монос — «один») зародилось в первых веках нашей эры. Некоторые верующие, подобно апостолам, отказываясь от земных благ и удовольствий, уединялись в пустыне. Монахами и отшельниками были многие отцы церкви. Со временем появилась идея монашеской жизни общиной (киновией).

Постепенно, особенно среди католического монашества, аскетические идеалы уступили место другим соображениям. Появлялись монашеские сообщества, активно занимавшиеся политикой, возник также идеал монаха-воина, с оружием в руках защищающего веру. Это связано с церковной идеологией, обосновывавшей необходимость создания теократической империи в Западной Европе и последующее распространение власти Рима на остальной мир. Святой Августин высказал идею, что все земные царства должны пасть, и Царство Христа может и должно этому способствовать, не боясь применять насилие. Для язычников якобы будет высшим благооказаться побежденными Христовым Воинством и признать власть церкви.

Монашество — не только христианское явление, .оно существует и в других религиях и имеет весьма древние корни. Уже в Древнем Египте существовали прообразы
монастырей, где жили люди, отказавшиеся от всех мирских благ во имя религиозного служения. Само слово «скит» (монастырь) имеет древнеегипетское происхождение: ши
хэти — «вес сердца», что связано с верой в Божественный суд после смерти, на котором взвешивается сердце.

Большое распространение монашество и монастыри получили в восточных религиях. Как и на Западе, они нередко имели военную силу и политический вес, влияли на все сферы общественной жизни. На Востоке даже существовало целое теократическое государство, жившее во многом по монастырским законам, — Тибет, духовный центр тантрического буддизма.

В античном мире были люди, посвящавшие свою жизнь, подобно монахам, аскетическому религиозному служению. Весталки (жрицы Весты ~ богини очага) в Древнем Риме давали обет целомудрия, а за его нарушение их заживо закапывали в землю. Нечто похожее
на монастыри существовало, по археологическим данным, в американских цивилизациях — у инков, майя и ацтеков.

В I  в. н. э. иудаизм также пришел к монашескому идеалу. Подобия монастырей образовывали ессеи. Совмещавшие иудаизм с элементами христианства назареи приносили монашеские обеты, общины аскетов создавались в то время служителями культа Сераписа в Египте. Отшельники и пустынники встречались среди неоплатоников.

Христианство с его проповедью бедности и самоотречения оказалось очень хорошо совместимым с аскетическим идеалом, существовавшим задолго до него и одновременно с ним в других философских и религиозных системах. Поэтому многие из тех, кто имел склонность к достиженйю некоей истины путем умерщвления плоти, легко могли найти подтверждение своему стремлению в новом вероучении.

Уже к концу I столетия в  Римской империи  были  аскеты-христиане, отказывавшиеся жениться и лишавшие себя прочих земных благ. Раннехристианский мыслитель и один из отцов церкви Ориген, сам ведший аскетическую жизнь, высказался совершенно определенно, что блажен тот, «кто уходит от мира, чтобы всего себя предать Господу». 

Некоторые аскетически настроенные верующие организовывали общины (аскетерии) или странствовали группами. Но иные пошли еще дальше в своем уходе от мира.

В Египте, Сирии, Малой Азии и в Палестине появились - пустынники, отшельники, избравшие особый путь служения Богу. Они уединялись в труднодоступных местах, питались чем придется, отказываясь от естественных удовольствий. Некоторые из них, стремясь еще больше ужесточить условия своего существования, давали суровые
обеты и совершали духовные подвиги, за что их называли подвижниками. Одни давали обет молчания и в течение многих лет не произносили ни слова, другие принимали подвиг столпничества, проводя все дни на высокой скале или на специально сооруженной башне — столпе. 

Главным заветом первых монахов были слова Христа о том, что не стоит заботиться о пище и крыше над головой, следует жить, подобно птицам небесным; вверив себя заботе Бога.

Первый известный христианский отшельник — некий Павел Фивский, поселившийся в 251 году в египетской пустыне, спасаясь от гонений при императоре Деции. Преследования христиан явились фактором бурного роста числа отшельников в это время. Многие из верующих бежали в пустыню или в горы, чтобы переждать опасность. Когда обстоятельства, становились более благоприятными, они возвращались к цивилизации, кроме тех, кто погибал от голода, когтей хищников, или же тех, кого вынужденное изгнание приводило к мысли навсегда отказаться от жизни в миру. Так, Павел вынужден был скрываться, оставив свое поместье, но когда уже можно было вернуться, он предпочел остаться в уединении. Согласно преданиям, отшельничество Павла продолжалось 91 год. Легенда гласит, что он так и умер в пустыне и львы вырыли ему могилу в песке.

Отшельники находили среди пустыни такое место, где бил источник и росла финиковая пальма, и сооружали на крошечном оазисе свое скромное жилище. Там они в полном уединении возносили молитвы и плели циновки или корзины, в обмен на которые получали
у жителей ближайших селений хлеб и соль.

Первым центром пустынножительства была Фиваида, впоследствии анахореты (отшельники) находили пристанища по всему Египту. На Синайский полуостров, в Сирию и Палестину, отшельническое движение распространилось в П1-1У веках.

Подвижники выбирали способ отшельничества в зависимости от своей выносливости и богатства фантазии. Иные пустынники заковывали себя в тяжелые цепи, не позволявшие им даже разогнуть спину при движении. Некоторые боролись с соблазнами еще более жесткими методами, полностью замуровывая себя в тесной клетушке, оставив лишь небольшое оконце (инклузу) для передачи пищи. В V веке зародилось столпничество — подвиг постоянного пребывания на высоком столбе или колонне.

Кроме анахоретов, предельно жестоко умерщвлявших свою плоть, были аскеты, избиравшие более умеренный способ спасения души. Они поселялись недалеко от городов, образовывали группы или даже целые общины, некоторые из них не полностью оказывались от собственности.

Основателем христианского монашества церковь считает подвижника Антония Великого (251-355). Отшельник прожил двадцать дет в совершенном уединении, со временем слава о нем разнеслась по окрестным землям и к нему стали приходить многие христиане. Некоторые из них селились рядом. Так, в 305 году образовалась первая монашеская община. Она не имела своего устава, Антоний только давал другим монахам советы и наставления. Подобные объединения пустынников очевидно существовали и раньше, но традиция связывает первое совместное поселение затворников именно с Антонием.

Вокруг Антония сформировалось так называемое отшельническое, или скитское иночество.  Монахи оставались отшельниками и в одиночестве совершали свой подвиг, но в то же время находились под руководством одного настоятеля (аввы — отца). Такая подвижническая община стала называться лаврой (от лат. «квартал»).

Некоторые лавры были уже тогда похожими на монастыри. Хотя уединению в них отводилась значительная роль, монахи выполняли совместные обряды. Эти сообщества не были полностью изолированы от мира. В пустынные обители приходили за советом и наставлениями миряне, в лавре могло даже быть специальное строение для размещения гостей.

Примерно в то же время появилось общежитийное монашество. Первый монастырь с уставом основал на острове реки Нил Пахомий Великий (292—348). Он являлся аскетом еще до того, как обратился в христианство. Пахомий обитал 'у заброшенного храма Сераписа, возделывая землю и питаясь ее плодами. После принятия христианства он задумался о монашеском общежитии, де верующие могли бы объединить свои
усилия по спасению души.

К вступающим в общину предъявлялись определенные требования: они должны были отказаться от вступления в брак, придерживаться строгого воздержания в пище
и умерщвлять свою плоть.

Множество людей, готовых к самоотречению ради спасения, приходили к Пахомию. Со временем он основал девять монастырей, а затем и два женских монастыря.

В первых монастырях была введена особая монашеская форма одежды, подчеркивающая единство братии. Монастырский устав унифицировал религиозное служение, подчинял его единому образцу. Монахи, кроме чтения молитв и пения псалмов, занимались ремеслами и земледелием, бывшими источником существования общины. Все учрежденные Пахомием монастыри управлялись одним аббатом, он же распределял все продукты труда братии.

Монастырь был ближе к миру, чем лавра, и неизмеримо ближе, чем одинокие пустынники. Монахи взаимодействовали с мирянами посредством торговли, нередко в монастырской гостинице (ксенодохии) останавливались посетители.

Святой Василий Великий (ок. 330-379) в IV веке основал монастырь в Капподокии, значительно смягчив требования к братии. Он уделял гораздо больше внимания деятельности, направленной на внешний мир (воспитанию, проповедям), чем суровому аскетизму. Василианские монастыри размещались ближе к городам. Монахи оказывали помощь сиротам, бедным и больным, двери обители всегда; были открыты для мирян, желавших пожить некоторое время в монастыре, чтобы стать ближе к Богу.

Таким образом, аскеза постепенно стала сочетаться с выполнением христианских заповедей любви к ближнему, с деяниями, напоминавшими труды апостолов, несущих вероучение людям. Василианский устав широко распространился, и большинство монастырей на Востоке вскоре стало жить по этому уставу.