Монашеские ордена и их основатели

Монашеские ордена


Монашеские ордена существуют только в исламе (ордена дервишей) и в католической церкви. Орденом называется объединение монахов, живущих по особому уставу, как правило, утвержденному Папой Римским. К  одному ордену может относиться множество монастырей, принимающих единый устав. Другие названия монашеских орденов — общества, братства, конгрегации.

Каждый орден имел централизованную структуру, управления, во главе стоял генерал, избираемый генеральным капитулом. В состав генерального капитула входили
провинциалы, возглавлявшие региональные подразделения ордена. Отдельные монашеские общины (конвенты) управлялись настоятелями (аббатами, приорами или гвардианами). Настоятели собирались в свои капитулы. 

В некоторых орденах общины были Объединены в крупные группы — конгрегации.

Во многих орденах имелись женские монастыри. Женская половина монашеского ордена называлась вторым орденом. Он являлся элитарной структурой, туда не принимали девушек невысокого происхождения. Существовали также братства мирян при орденах, называемые терциариями (третьими орденами).

Существует четыре основных типа монашеских орденов: 

ордена уставных монахов (бенедиктинцы, антонианцы, клюнийцы, цистерцианцы); 
ордена уставных каноников и уставных клириков (августинцы, доминиканцы, иезуиты); нищенствующие ордена (францисканцы, кармелиты); 
рыцарские (военные) ордена (тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы).

Монашеские ордена приобрели независимый статус на IV Латеранском (1215) и II Лионском соборах. На них были сформулированы основные положения, касающиеся деятельности этих организаций. Они были напрямую, подчинены Папе Римскому и все подразделения
этих организаций были  освобождены от власти епископов. 

На IV Латеранском соборе было также за прещено создание новых орденов без особого разрешения папы. Всем орденам было предписано созывать раз в три года на собор всех аббатов по примеру цистерцианского ордена.

Для человека, озабоченного спасением души, различные формы монашества и разные ордена были не равноценны. В Средние века сформировалась иерархия этих духовных учреждений. Видные идеологи монашества считали отшельничество, или анахоретство, высшей формой служения, но содержащей в себе слишком много опасностей для слабых душ, так как в пустыне человек находится один и потому больше всего подвергается дьявольским искушениям. Монастырь считался гораздо более подходящим местом для спасения души, поскольку здесь каждый находился под присмотром настоятеля и рассчитывал на поддержку братии.

Ордена отличались друг от друга строгостью устава, и поэтому с точки зрения души выбор монастыря имел большое значение. Официальная иерархия орденов постоянно менялась в зависимости от предпочтений Рима. Если изначально церковные власти стремились
переделать все монашество по образцу бенедиктинцев, то затем примером для подражания стал Клюни, после чего на вершине иерархии разместился орден цистерцианцев.

Хотя в церкви в течение долгих веков зрела идея унификации монашества путем создания вселенского ордена, живущего по единому уставу, воплотить ее в жизнь не удалось. Построение иерархии орденов явилось результатом трансформации этой идеи в  концепцию единого монашества, подразумевающую разные формы служения.